Кун Фу-цзы

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Кун Фу-цзы – величайший мыслитель древности

Около 551 г. до н. э., в вассальном княжестве Лу, у обедневшего военачальника Шу Лиан-хо и его молодой жены по имени Чинг Си родился сын. Согласно легендам, появление на свет мальчика предварялось чудесами: в саду родителей будущего философа заметили чудовище Ки-линь, явление которого всегда предвещало какое-нибудь великое событие. Чудовище держало в пасти яшмовый камень, на котором было начертано: "...родится младенец, чистый, как кристальная вода; он будет царем без царства". В ночь, когда ребенок появился на свет, над домом парили в воздухе два дракона и охраняли новорожденного.

На третьем году жизни мальчик лишился отца. Кунцзы отличался необыкновенным послушанием матери, почтительностью к старшим, был не по возрасту тих, степенен и рассудителен. В школе он затмил всех сверстников прилежанием и блестящими способностями. Окончив обучение, Кун Фу-цзы поступил на государственную службу, став одним из мелких чиновников в разветвленной бюрократической системе управления. На девятнадцатом году жизни юноша вступил в брак, через год у него родился сын.

Все изменилось после смерти матери. По обычаю, сын должен был выдержать строгий трехгодичный траур. Причём служащие обязаны были выйти в отставку, и могли снова вступить в должность лишь по истечении срока траура. В продолжение этого срока нельзя было пить вина, выходить из дому, иметь близость с женой, посещать пиршества. Конфуций (европеизированная форма произношения) слишком уважал древние традиции, чтобы пренебречь малейшей их деталью, и он строго выполнил все, что было предписано.

Именно три года глубокой скорби помогли философу осознать свой путь. Конфуций начал проповедь своего учения и обзавелся первыми учениками. Путешествуя из города в город, посещая княжества и беседуя с людьми, мудрец поучал народ, наставлял правителей и пополнял свои знания традиций и обычаев страны. Конфуций говорил: "Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться".

Необыкновенные способности, упорство и самоотверженный труд сделали незаметного человека одним из величайших мыслителей Древнего мира. Последователи мыслителя бережно собирали и записывали изречения учителя, впоследствии образовавшие книгу "Лунь-юй" ("Беседы и высказывания"), составили подробное жизнеописание философа. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть ещё в детстве, ею он руководствовался всю жизнь.

Вскоре слава о его учености и мудрости распространилась по всему Китаю, и к нему стали стекаться отовсюду жаждавшие знания и истины всех возрастов и состояний, и Конфуций никому не отказывал в совете. У Конфуция, как и у Христа, было 72 ближайших ученика, тех же, кто пользовался, так или иначе, его наставлениями, насчитывалось около трех тысяч.

 Так, в странствиях, Конфуций достиг 44 лет. В родном княжестве Лу смуты улеглись, и князь назначил мудреца правителем своей резиденции. В новой должности философ остался верен себе, строго преследовал виновных и награждал достойных. Однажды он узнал, что некий богатый землевладелец держал на откупе всю торговлю мясом и, приобретая по дешевке гурты скота, продавал их потом в розницу втридорога. Конфуций призвал алчного торговца.

- Я слышал, - сказал он ему, - что вы один из первых богачей в город. Я слышал, что капитал ваш нажит нечестным путем. За это вы заслуживаете строгого наказания, которое я, однако, сменяю на милость, но с условием: вы должны возвратить народу все, что награбили у него. Это может быть сделано без ущерба для вашей чести: оставьте себе столько, сколько потребно для безбедного существования, остальное же передайте мне.

Откупщик повиновался, и его казна пошла на общественную пользу.

Кунцзы, как это и полагается социальному реформатору, был недоволен существующими порядками. Он искал идеалы и нашёл их в прошлом. По его мнению, в древности люди были более цельными натурами, вели себя достойно, отличались прямотой и благородством, следили за порядком. Культ прошлого, почитание предков и любовь к истории своей страны - характерная черта конфуцианства. Однако, идеализируя древность, Конфуций одновременно рационализировал своё учение о нравственности. Думая, что воскрешает старое, он на самом деле создавал новое.

А вот как учил Конфуций о браке, семье. Лучшая пора для вступления в брак - не старше 30 лет для мужчины и 20 для женщины. Муж - голова; он повелевает, жена повинуется. Он - небо, она - земля. Основами супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение. Обычай воспрещает вдове вторично замужество, она должна посвятить себя уединению. От брака зависит вся судьба женщины, а потому выбор мужа требует большой осмотрительности. Муж имеет право развода лишь по уважительной причине; причин же таких семь: неповиновение жены старшим в доме; бесплодие; непристойное поведение или нарушение супружеской верности; внесение ею в семью мужа вражды и ссор; болезнь жены, внушающая отвращение; болтливость и склонность к мотовству; если жена обворует мужа. Муж не имеет права оставить жену, хотя она того и заслуживает, во-первых, когда она сирота; во-вторых, когда она провинилась во время траура, и, в-третьих - когда муж, женясь на ней в бедности, разбогател во время их сожительства.

Правила, преподанные Конфуцием, строго соблюдались в Китае вплоть до конца XIX века. Мудрец скончался в окружении верных учеников на 73 году жизни, написав шесть собственных книг, исправив и восстановив немало древних фолиантов. Князь приказал построить близ гробницы философа часовню, где поставили портрет Конфуция, положили на алтарь его сочинения, по стенам развесили парадные одеяния. С течением времени почти в каждом городе Китая воздвигли часовню в память мудреца. При первом богдыхане династии Ган (за 200 лет до н. э.) на философа стали смотреть, как на святого, и воздавать ему божеские почести. На живописных и скульптурных изображениях Конфуция начали увенчивать императорской шапкой и облачать в царские одежды. В 136 г. до н. э. император У-ди объявил конфуцианство официальной государственной доктриной.

Конфуцианство воспитывало своих последователей в духе уважения к существующим порядкам, установленным Небом. Люди должны соблюдать закон и нормы этикета, стремится к нравственному совершенствованию, выполнять обряды, почитать предков, сохранять традиционный порядок, соблюдать принципы социальной иерархии. Конфуцианская традиция осуждала тенденцию к стяжательству и материальной выгоде в ущерб высокой морали и долгу. Проблема социального равенства, справедливости всегда была в центре внимания, решая эту задачу с помощью генерального принципа равных возможностей,  провозглашенного самим Конфуцием. Система открывала путь наверх практически перед каждым, кто наиболее глубоко овладел мудростью конфуцианства и мог лучше других доказать свое умение реализовать знание в интересах системы. При всем этом конфуцианская структура не игнорировала отставших и не преуспевающих, она гарантировала каждому достаточный минимум социальных благ при условии строгого соблюдения признанной этической нормы, сохранения порядка, беспрекословного повиновения авторитету старших.

Один из самых положительных постулатов учения Конфуция заключается в том, что он видел главное средство управления народом в силе нравственного примера и в убеждении, а не в голом принуждении: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».

Созданное знаменитым философом учение более 2000 лет оказывало огромное влияние на все стороны жизни Китая (Японии, Кореи и других стран), и остается актуальным по сей день.

Источник: http://Интернет

Close Panel

Вход