Как нужно Родину любить.

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Как нужно Родину любить? (Между Отечеством и державой).
В.Костиков (АИФ, №44 от 30 окт. 2013г.)

Власть утверждает, что призывы «возлюбить Отчизну» - часть  патриотического воспитания. Но нет ли в нынешней патриотической лихорадке какого-то иного подтекста?
Не пытается ли власть навязать лошадиную дозу патриотизма вместо улучшения качества жизни?
Не подменяет ли  она любовь к Родине неким суррогатом? Ну, например, любовью к себе – к власти? В нашей недавней истории уже были подобные прецеденты. Вместо Родины учили любить  Ленина, а потом Сталина, вместо Отчизны – «родную КПСС».
Едва ли следует сомневаться, что каждый человек любит Родину. Эта любовь воспитана нашей вековой историей, культурой, языком. Но человеку хочется видеть Отечество добрым, снисходительным, заботливым, отзывчивым к человеческому сердцу и человеческим слабостям.
А вместо Отечества власть всё время пытается подсунуть державу. Суровую, мускулистую, надменную в своем величии, требующую все новых и новых трудов, подвигов, самопожертвования. И вожди у этой державы должны быть строгими, задиристыми, готовыми в любой момент топнуть ногой на международной арене, дать «отлуп» внутренним  врагам.
У человека в его обыденной жизни нет потребности в фанфарах, гимнах, громких словах.
Русскому человеку, выросшему на фоне неброской природы, близка тихая, распевная песня. А его заставляют разучивать гимны. Глашатаям нового патриотизма было бы полезно полистать в военных архивах подшивки солдатских писем из окопов Второй мировой войны. Эти письма (русские, английские, немецкие), несмотря на разницу национальных характеров, очень схожи.
В них, за редким исключением, нет упоминаний о Родине, вождях, державе. Солдаты пишут о том, что им действительно дорого, а не о том, что им сказал политрук. В передышке между боями наши солдаты пели не гимн Советского Союза, не про Сталина, а песни про «синий платочек», «темную ночь» или про Мишку-одессита. Именно эти песни «со слезами на глазах» напоминали о родном доме, о родителях, о девчонке в ситцевом платьице, об околице, за которой начинался березовый лес. Но именно за этими песнями вставала Родина. Запевалам нового патриотизма полезно было бы вспомнить, что и любимая всеми песня «С чего начинается Родина» тоже об этом. Родина начинается не с навязчивой рекламы госкорпораций, не с олимпийского огня, не с гимна в исполнении Ансамбля песни и пляски, а с «хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе».
С экранов телевизоров на нас всё чаще обрушивается слово «держава». Но, если у парня с Заречной улицы спросить, что такое держава, он, пожалуй, и не ответит. В русской литературе, в блистательной публицистике 19 века почти нет упоминаний о державе. Есть Родина, но чаще всего – Отечество. Чем это объяснить? Не тем ли, что для Отечества мы – дети? И плохие, и хорошие. И бедные, и богатые. И мы помним, где улица нашего детства и где родительский погост. Мы помним церковь, где нас крестили и где отпевали усопшую бабушку. А что такое держава? Кто мы для неё? Инструмент, а нередко и «расходный» материал» для наращивания государственных амбиций? Сегодня этот инструмент нужен, а завтра потребуется другой. Вспомним, как советская пропаганда перековывала человека то под одну государственную или партийную потребу, то под другую и всякий раз требовала подвига, энтузиазма, жертвы. И далеко не случайно Сталин в своей знаменитой речи на приёме в честь Парада Победы назвал советского человека винтиком. Это не было случайной оговоркой. Это было отношением державы к человеку.
Отечество снисходительно к своим сынам. Оно воспитывает любовью. Держава безжалостна и к солдату, и к трудовому человеку. Она не терпит критики, сравнений. Она требует безотчетной любви, повиновения, часто слепой покорности. Любовь к державе некритична, обидчива и часто нерациональна. И это очень нравилось и нравится тем, кто тянет на себя мантию государей. А между тем настоящая, а не официозно-державная любовь к Отечеству подразумевает не только восторги перед её мощью, но и способность видеть недостатки, меру неразвитости и смелость говорить о них. Разве не был Михаил Лермонтов патриотом, когда, уезжая на Кавказскую войну, писал:
«Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ».
Резонансный общественный спор между Отечеством и державой не нов. В нынешних условиях это, по сути дела, спор и о пространстве свободы, и о месте нашей страны в мире. Это и спор о том, какое место в жизни и политике занимают народ, властители и «голубые мундиры».


Весьма содержательная статья, моей точки зрения. Хотелось бы добавить, что данный спор идёт испокон веков. Вот что по этому поводу писал Лао Цзы, знаменитый китайский мудрец:
«В стране беспорядки -
Требуют любви к отечеству…»(18)
«Много строгих законов в стране – народ беден
Много острого оружия  у народа – в стране мятеж…» (57)
«Спокойно правительство – народ простодушен
Правительство деятельно – народ несчастен…» (58)
Close Panel

Вход