Обзор и введение в Дао

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 "Мы не должны возвышать себя до такой степени, чтобы не обращать никакого внимания на животное начало   нашей природы, и мы не должны забывать, что счастье каждого отдельного индивидуума также  должно входить в цели нашей культуры". (Зигмунд Фрейд).   

 Глава 1.    Истинность целей.     Мы резко устремились в погоне за внешним, но, к сожалению, забыли о внутреннем:  о духовности, о культуре. Однако еще в древности было замечено, что одно без другого жить  не может.  "Ибо существующее и несуществующее  Одно другое порождает,  Трудное и легкое  одно другое образует,  Длинное с коротким дают друг другу тело,  Высокое с низким друг к другу тянутся,  Звук и напев друг с другом согласуются,  "До" и "после" друг за другом следуют".  (Дао Дэ Цзин).     Наше сознание не было подготовлено к такому ускорению жизни, которое началось после "перестройки". Ведь народная память говорит о другом. Например: "тише едешь - дальше будешь", "семь раз отмерь - один раз отрежь", "поспешишь - людей насмешишь", "каждому овощу - свое время" и так далее. И это неспроста, ведь культура - это конгломерат знаний и опыта, передаваемых из поколения в поколение, способствующих выживанию общества.  А законы социальные и природные во многом схожи, имеют один корень. Поэтому древние описывали триаду: "Небо - 1, Земля - 2, человек - 3". (Хуайнаньцзы).   На Востоке считают, что для долголетия человек должен быть как можно больше в состоянии покоя и вырабатывать положительные эмоции. Именно в этом состоянии его ум работает в режиме, когда болезням и страданиям нет места. Но покой (уцзи) не означает - быть без движения, всего лишь указывает на необходимость экономии энергии и времени. Человек, познавший законы жизни, успевает всюду и никогда не спешит.    "Духовный сосуд мира  Деянию не поддается.  Действующий - его разрушает,  Удерживающий - его теряет...  Потому-то мудрец избегает крайности,  Избегает излишества, избегает чрезмерности".     Так писал Лао Цзы, величайший философ Китая, автор "Дао Дэ Цзина", живший в 6 веке до нашей эры.   Другой знаменитый мудрец Чжуан Цзы, дополняет эти размышления высказыванием о схожем постулате, о "недеянии" (увэй).  "Применять недеяние не значит бездействовать и хранить молчание. Пусть всему будет предоставлена возможность делать то, что назначено ему природой, естественно для него так, чтобы удовлетворялась его природа". (60, 68).     Стремление к богатству, власти, силе (внешнему) ведет к напряжению, стрессам. Потому говорят, что "напряжение - это смерть, а расслабление - жизнь". В соответствии с этим люди, стремящиеся к духовному совершенствованию, занимаются расслаблением тела и сознания. В Китае это называется цигуном, что дословно переводится, как работа с энергией.  Этот термин впервые встречается во время династии Цзинь (265 - 420 гг.), хотя еще задолго до нашей эры было известно название ян шэн фа - метод взращивания жизни.   В настоящее время дается такое определение: "Цигун - это метод и теория самостоятельной тренировки тела и духа, прошедшие в народе самостоятельный путь развития. Тренируя позы, дыхание, расслабляя тело и сердце, концентрируя и используя сознание, совершая ритмические движения и прочее, можно регулировать и усиливать различные механизмы человеческого тела, инициировать и возбуждать скрытые в теле силы. Это оказывает оздоровительное и общеукрепляющее действие, способствует профилактике заболеваний, долголетию". (Ма Цзижень "Китайское учение о жизненной энергии").   К взращиванию жизни древние специалисты добавляли речь и слово; питание пищей; жилище; медицину и фармакологию; запреты и зароки. Особое значение придавалось сексуальной гигиене (фанчжун). Совершенствуясь в этих знаниях, они избавлялись от болезней и продлевали жизнь до максимального срока. Так, согласно "Историческим заметкам" Сыма Цяня, знаменитый император Хуан Ди прожил 111 лет, а пять из его шести наследников соответственно 98, 105, 117, 99, 100 лет. Лэн Шоу Куан прожил около 150 лет при династии Хань, У Цзуду - зять этого императорского дома прожил 200 лет. Все они практиковали Дао.   В преданиях находим еще более поразительный случай. Ма Цзижень пишет, что в конце династии Инь жил Пэн Цзу, ему было 767 лет, и он не старел (1766 - 1122 гг. до н.э.).  После него остались некоторые трактаты. Он писал:  "Мужчина может достичь долголетия, сохраняя эякуляцию, воспитанием своего духа и в то же время потреблением здоровой пищи и питья. Но если он не знает методов Дао любви, не имеет значения, что он будет есть и пить, - он не проживет много лет. Союз инь и ян, как земля и небо, существует вечно. Человек долгое время пренебрегал этой гармонией и поэтому потерял свое здоровье и мощь. Однако если он вновь выучит методы Дао любви, он избежит болезней и откроет себе путь к долголетию".   Знаменитый врач Сунь Сымяо, живший в 7 веке, создатель прививки против оспы, проживший 101 год, пишет об этом в своей книге "Бесценное средство":  "Когда мужчина молод, он обычно   не понимает Дао,  или если он даже слышал или читал   о нем, он, вероятно,  не доверяет ему полностью и не практикует   его.  Когда он достигает своей уязвимой старости,  Он, тем не менее, понимает значение Дао,  но зачастую тогда бывает уже слишком   поздно,  ибо обычно он слишком болен, чтобы   получить от него все".     Согласно различным источникам Лао Цзы, прозванный Ли Эр и также носивший имя Ли По Янг, уроженец области Ку в государстве Чу, служивший цензором при династии Чоу, прожил около 160 - 200 лет. "Вечно летящим драконом Поднебесной империи" называл его протоиерей Александр Мень, отдавая дань уважения этому необычному человеку.   Знаменитый писатель Лев Николаевич Толстой писал:  "Основа учения Лао Цзы одна и та же, как и основа всех великих, истинных, религиозных учений".   Тем не менее, возраст около 150 лет не считается для китайцев чем-то запредельным. По сведениям геронтологов в 1995 году в возрасте 147 лет скончался крестьянин Гон Лай Фа.   Известный современный практик цигуна Мантэк Чиа рассказывал, что учился у даосского отшельника Белое Облако, продолжающего традицию мастеров от Длинной Белой Горы, практиковавших недалеко от Маньчжурии. Он поведал ему, что в свое время ухаживал за телом наставника, находящемся в пещере, когда его дух путешествовал в далеких местах. Этому мастеру было 250 лет.   В Дао Цзане (даосский канон) есть описание того, как группа арийцев потерпела кораблекрушение на южном берегу Китая тысячи лет назад. Они не умирали, не имели детей, и были известны, как Светлые. Они передали секретные магические и целебные методы шаманам. Когда буддизм прибыл в Китай, начались преследования шаманов, поэтому они стали даосами и продолжали их методы в тайне, используя только внутреннюю энергию, без использования принадлежностей, чтобы не выдать себя.     Древние также придавали большое значение обмену энергий между мужчиной и женщиной. Гэ Хун (4 век) писал в этой связи:  "Если он знает Дао, то чем больше женщин он будет любить, тем лучше для здоровья. Но если он не знает Дао, достаточно одной, чтобы приблизить его к могиле".   При этом нужно иметь в виду, что даосские мастера никогда не призывали к беспорядочным половым отношениям; для них главным было физическое и эмоциональное здоровье, что, к сожалению, становится редкостью в наше время.   Китайцы еще задолго до Фрейда знали о преобразовании сексуальной энергии в жизненную и разработали методы дальнейшего ее преобразования в духовную (нэй дань).  Вот как описывает это даос Чжио Ли Цянь:  "Так как жизненность увеличивается по весу на 64 чу каждые 3 месяца, то когда ребенку  2 года и 8 месяцев, он развивает единицу положительного начала ян со своей жизненностью весом в 64 чу. Когда ему 5 лет и 4 месяца, положительное начало увеличивается до двух единиц, в то время как жизненность возрастает еще на 64 чу. Когда ему 10 лет и 8 месяцев, положительное начало возрастает до 4 единиц. В 16 лет и 4 месяца положительное начало имеет 5 единиц. В 19 лет положительное начало будет равно 6 единицам. Таким образом, общий вес жизненности составит 384 чу. Если к 24 чу, унаследованным от родителей, прибавить 360 чу, полученных от Неба и Земли, то в сумме это оставит также 384 чу, или одно кати, и тот, чья жизненная сущность весит 384 чу, будет жить. Но в 16 лет сознание человека берет на себя управление жизнью, и его интеллект постепенно развивается. Страсти и желания заполняют все его существо. Таким образом, изнашивая свое тело и сердце, он рассеивает свою жизненную сущность. В результате его жизнь укорачивается, а жизненная сущность растрачивается при помощи вина и секса, таким образом, его положительное начало постепенно уменьшается. Начиная с 16 лет, за каждые 96 месяцев развивается единица отрицательного начала, и из-за отсутствия взращивания жизненности (занятия даосской психотехникой) человек теряет 64 чу. В 33 года отрицательное начало возрастает на 2 единицы, и он теряет еще 64 чу. В 40 лет отрицательное возрастает до 4 единиц, постепенно истощается жизненность в нижней части живота, вызывая поседение волос и бороды.  В 56 лет отрицательное начало увеличивается до 5 единиц, печень и зрение ослабевают, память теряется, внешность блекнет. В 64 года отрицательное начало увеличивается до 6 единиц. Если человек по прежнему не осознает своей смертности и продолжает грезить, его волосы становятся совсем белыми, и теперь он не в состоянии создавать воспроизводящую силу и теряет все свои 384 чу, и смерть уже не за горами. Но, несмотря на это, все еще можно изменить, если человек обращается к практике цигун или другой традиции "внутренней работы".   Из вышесказанного логично сделать вывод, что возможности человека действительно огромны. Нужно только поставить перед собой цель и последовательно добиваться ее выполнения. Как говориться, для того чтобы взять высоту, нужно прыгнуть хотя бы чуть-чуть выше планки.   

   Глава 4.    "Не теряйте времени в бесплодных ожиданиях, что кто-то позаботится о вас лучше, чем вы сами о себе. Только вы способны сделать себя здоровым, счастливым, любимым. Только вы одни!" (Майя Гогулан).    Познать себя.     Не секрет, что из-за резкого увеличения давления внешнего мира на внутреннюю  биосистему каждого индивидуума (кризисы в политике и экономике, проблемы с экологией  и т.д.), происходят сбои в защитных системах людей. А так как наша культура не успевает адаптироваться и общество не в состоянии защитить своих граждан, каждый ищет выход из создавшейся ситуации самостоятельно. Пьянство, наркотики, разложение моральных устоев - вот результат. Не зря же Карл Юнг утверждал, что для излечения нужно воздействовать не только на индивидуальное бессознательное начало, но и коллективные архетипы (сказки, мифы, обряды, традиции и т.п.).   Если смотреть объективно, чьей-либо конкретной вины в этом нет. Такова инстинктивная реакция человека на влияние господствующих идей и установок, на воздействие реальности.  Мы потеряли связующую нас с Космосом нить и живем по инерции, не имея определенных целей, потеряв направление.    Какая суетная пыль,  Какие дикие желанья...  Неужели мы видим быль,  Помогут ли потом стенанья.  Попасть в реальность этих дней,  Спать в них до забвенья...  Оторваны от сущностных корней,  Живем мы от кормленья до кормленья.       Американским специалистам в ходе экспериментов удалось установить, что в состоянии наркотического воздействия мозг входит в особый режим и человек становится способным выделять свое энергетическое тело и выходить в так называемый "астральный мир".   Уильям Джеймс, известный ученый, психолог, писал:  "Изменения состояния сознания могут вызываться гипнозом, медитацией, психоделиками (наркотиками), глубокой молитвой, сенсорной депривацией, могут быть результатом острого психоза". В этих случаях утрачивается чувство времени, пространства, ощущения неполноценности своего физического тела и т.д. Те, кто серьезно занимаются медитацией или другими видами духовной практики, знают это состояние эйфории и очищения и предупреждают об опасности контакта неподготовленного сознания с этим воздействием.  Однако наркоману уже не важно, что его тело и психика деградируют, он вновь и вновь будет стремиться в мир иллюзий.   Проблемы пьянства также имеют отношение к изменению сознания. Русская культура раньше в семейных отношениях мало, чем отличалась от восточной. Женщина была хозяйкой в доме, мужчина в обществе, - это оправдано самой природой. Древнекитайский текст "Хуайнаньцзы" утверждает:  "Птицы и рыбы - все рождаются из инь. Инь подчинена в семье ян".   Женщина на востоке считается пассивной, мужчина активным. Первое (инь) создает форму, то есть уют и комфорт в семье; второе (ян) - дает энергию (финансы, работа, требующая больших физических усилий, защита семьи и т.д.). В этом состояла гармония.   До Октябрьской революции в России считалось, что мужчина может выпивать спиртное, но женщина - только в редких случаях. Какие бы контрдоводы не приводились, с этим трудно не согласиться. Ведь женщина создана быть матерью, ее эндокринная система сильно отличается от мужской. У нее нет защиты от алкоголя в виде гормона тестостерона. Так называемый "домострой" четко определял границы в семье.   Но в наше время определяющим стал западный стиль жизни: равноправие всех и во всем. Но природу не обманешь, - есть растительный мир, и есть животный, есть земля и есть небо.  У всего есть своя роль и свое место в жизни. Поэтому нам нужно познать, в первую очередь, себя. Гармоничное развитие личности в семье создадут предпосылки для создания высокодуховного и здорового во всех отношениях общества.   Для этого нужно вспомнить и применить наследие своих предков, усвоить опыт единения с природой других народов. Объединенное знание и использование всех возможностей человеческого сознания - это будущее нашей цивилизации.     В последнее время все большую популярность в России, да и во всем мире, начинает приобретать Ушу. Как любитель и практик хочу высказать свое мнение по этому поводу, тем более что в 2008 году в Пекине будут проходить Олимпийские игры.   В Китае испокон веков Ушу считалось народным достоянием, не смотря на разные подходы и названия. В 1949 году правительство поставило задачу переработки боевых систем в новые виды спорта и средства оздоровления. Таким образом, было создано упрощенное тайцзи-цюань 24 формы, комплекс из 88 движений, а впоследствии, в 1979 году - синтезированный комплекс 48 форм. В их создании принимали ведущие мастера страны.   Главный тренер РФ по Ушу Татьяна Куприянова говорила в связи с этим (телеинтервью на канале 7TV), что у нее нет сомнения в том, что Ушу будет Олимпийским видом спорта, а тайцзи-цюань - одним из видов соревновательной программы. Думается, что ее уверенность имеет под собой почву, ведь в свое время она училась в Китае под руководством У Биня, наставника Пекинской школы, воспитавшего многих чемпионов, в том числе и легендарного Джета Ли (Лянъе).   В наше время уже трудно встретить человека, ничего не слышавшего об Ушу и его связи со многими системами единоборств. Представление об этом виде спорта, боевого искусства, образе жизни будет неполным, если не добавить, что это прекрасное профилактическое средство от болезней. Вот что пишут в книге "Ву Шу. Рекомендации для начинающих" А.М.Макашев и С.Э.Эдилян:  "Тай Дзи является таким укрепляющим упражнением, которое доступно каждому вне зависимости от сил, возраста, пола. Достаточно 10 минут свободного времени и площади небольшой комнаты, и вы сможете заниматься, не тратя ни копейки. Китайцы говорят, что тот, кто занимается Тай Дзи правильно и регулярно дважды в день, достигнет гибкости ребенка, крепкого здоровья и умиротворенности разума. Тай Дзи дает глубокое дыхание, регулирует работу пищеварения, других внутренних органов и циркуляцию крови. Содействует лечению неврастении, гипертонии, анемии, туберкулеза и многих других заболеваний".   В тоже время, говоря о происхождении Ушу, сами китайцы делают вывод, что оно родилось из древних методов укрепления здоровья. Рассказывают, что более 4 тысяч лет назад, начиная с эпохи Тан Яо, в центре Китая произошло сильнейшее наводнение, продолжавшееся долгое время. В результате у многих людей возникли проблемы со здоровьем. На основе опыта были выбраны определенные танцевальные движения, чтобы расправить мышцы, укрепить кости. Приводят в пример знаменитого врача Хуа Туо, систематизировавшего народное искусство в "Игры пяти зверей" около 1700 лет тому назад.  Кстати, историки подчеркивают тот факт, что он прожил здоровым и активным до ста лет.  Если бы не смерть от тирана Цао Цао, которому Хуа Туо отказался прислуживать, кто знает, сколько бы доктор смог прожить. Впоследствии, как утверждают, буддийские монахи в Шаолине превратили "Игры пяти зверей" в грозную боевую технику.   Один из основателей семейного стиля тайцзи-цюань Чэнь Вантин создал свой стиль в 1660 году на основе 32 форм Ци Цзигуана, соединив с даосскими методами укрепления здоровья даоинь (разновидность цигуна) и туна (метод глубокого дыхания).   Думаю, что совсем не зря во всех, практически, развитых странах созданы институты по изучению китайской философии и культуры. Различные организации и центры изучают их разработки и достижения. На сегодняшний день около 450 млн. человек занимаются тайцзи-цюань, согласно данным Китайской ассоциации Ушу. И этот феномен стал мировым достоянием. Проводятся различные конференции, чемпионаты, соревнования и т.д. Я уж не говорю про археологические памятники и захоронения, которые вызывают огромный интерес ученых во всем мире...    

Close Panel

Вход