Китайская йога

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

КИТАЙСКАЯ ЙОГА: ТАЙЦЗИЦЮАНЬ И ЦИГУН.

Тайцзи-цюань (кит. «кулак Великого Предела») – основной внутренний стиль ушу, изначально являясь одним из самых совершенных боевых искусств, одновременно представляет собой универсальную форму динамического цигуна и наивысшее достижение даосской йоги. Его плавные, красивые, пластически совершенные движения хорошо известны во всем мире как «лечебно-оздоровительная гимнастика тайцзи», которая завоевала любовь и внимание миллионов последователей как в Китае, так и во многих других странах. Повезло с тайцзицюань и Украине, где в начале 90-х годов ХХ века, при изначальном содействии общественной организации «Китай-клуб», были основаны школы этого стиля ушу настоящими, известными китайскими мастерами.
Тайцзи-цюань стиля Ян, которому я долгие годы обучался у мастера Му Юйчуня, и который практикую ежедневно уже в течение двадцати лет, не случайно называют в Китае «аристократическим» или «мандаринским». Он отличается широкими, «царственными движениями», которые при правильном исполнении, отличаются высочайшей степенью накопления энергии и ее гармоничного распределения в теле, что приводит к значительному укреплению здоровья, повышению жизненного тонуса, омоложению и долголетию.
Не смотря на огромное количество видов и направлений, на самом деле, на всей планете существуют только две принципиально отличающиеся йогические системы. Абсолютная вершина человеческого гения в области развития духа и тела.
Первая система – ведическая, индуистко-буддийская, берет свои корни на полуострове Индостан и, охватив Индию и заложив основы телесно-духовных практик различных форм индуизма, нашла распространение в странах Срединой Азии, исповедующих различные формы буддизма Махаяны и Ваджраяны – Тибет, Непал, Бирму и т.д. Ее можно обобщенно именовать «индийской йогой» или индийской традицией йоги, памятуя дефиницию термина «йога» как «единение, интегрирование».
Другая система – даосско-буддийская, храня свои изначальные истоки и базовые технологии в Поднебесной империи Китая, распространилась на другие страны дальневосточного и юго-восточного регионов Азии – Корею, Японию, Вьетнам, Таиланд и др. Ее опять же, для обобщения и удобства, можно называть «китайской йогой».
У этих систем йоги есть общее осевое сходство, которое указывает на единый источник их происхождения, и которое, что очень важно, позволяет практиковать их обе одновременно или последовательно, без какого-то ущерба душевно-телесному здоровью и когнитивных диссонансов. Это сходство – общая принципиальная психо- и биоэнергетическая схема человеческого организма, которая подтверждает несомненную истинность обеих йогических систем.
И очевидно, что, например, восходящая последовательность дань-тяней (кит. «киноварные поля») в микро- и макрокосмической орбите в китайском цигуне практически целиком идентична системе чакр и падм - при подъеме праны по кундалини йоги индийской. И понятия «праны, пневмы» и «ци, цзинь» в обеих системах также практически идентичны.
Йогическая традиция Китая наиболее разработана в её даосской составляющей, которая легла в основу внутренней алхимии, известной под современным термином «цигун» (кит. «работа с энергией»), динамической формой которого и являются внутренние, «мягкие» стили ушу - тайцзицюань, багуачжан и синьицюань.
В отличие от внешних, «жестких» стилей ушу, которые изначально развивались в буддийских монастырях чаньского (дзэнского) направления – шаолинь-цюань, зверинные стили, наньцьань, чаньцюань и их национальные производные – японский каратэ, корейский теквондо, вьетнамский вьетводао и др.
Дело в том, что китайцы, носители абсолютно прагматического менталитета, крайние рационалисты и материалисты даже в вопросах инфернального постижения, развили, накопили и сохранили огромный эмпирический капитал знаний в области йоги именно в прикладных аспектах повседневной жизнедеятельности – медицине и воинских искусствах. При этом линии передачи информации и технологии напрямую у них не прерывались никогда, и, вдобавок, письменные и изобразительные описания с глубокой древности тщательно фиксировались и хранились в многочисленных подробных трактатах.
Но именно адепты даосизма, ставя своей конечной целью достижение телесного бессмертия, достигли в этой области наивысших результатов и разработали практические методы «взращивания бессмертного зародыша» в человеческом теле. Именно в их учении берут начало внутренние стили ушу.
И потому тайцзицюань, являясь непревзойденным боевым искусством, в то же время представляет собой идеальную форму динамического цигуна, особенно, когда сочетается с дыхательной практикой и ментальным перемещением энергии «ци» - по системе внутренних каналов тела и наружу. Именно этот его аспект называется тайцзи-цигуном. При этом все телесные движения в тайцзицюань не энергозатратны, как, например, в спорте, а, наоборот, приводят к энергетическому насыщению и режимам экстрасенсорности, что принципиально отличает и возносит эти виды занятий над любым модерновым фитнессом.
А в основе тайцзицюаня лежит главная «фишка» китайско-даосского направления йоги, которая принципиально отличает его от систем индийской традиции, её эксклюзив и «главная тайна». Это, следуя медицинской терминологии, непатологический каталептический статус мышц и связок, вводящий тело в режим энергетической сверхпроводимости и необычайных физических свойств, составляющих легенду восточных единоборств. Нейтрализация локальных, мышечных тяг, и переключение их на цельный каркас сухожильных связок, который объединяет тело в единую систему неразрывных фасцинальных связей - при свободной циркуляции энергии «ци» от макушки до пят при интенсивном задействовании верхних и нижних конечностей, избегая физического и психоэмоционального напряжения. Именно это позволяет заниматься тайцзицюань и другими внутренними стилями ушу хрупким женщинам и людям со слабым здоровьем, но при этом достигать невероятных успехов по приложению точечных усилий по одолению противника, во много раз превосходящего по силе и мышечной массе.
Этот каталептический статус хорошо известен в йоге как асана «лежащего бревна» на двух точках опоры – под головой и пятками. Но в китайской йоге он используется гораздо более универсально. Это, прежде, всего различные, в разных стилях ушу, фиксированные формы стоячего цигуна «чжан-чжуан» (кит. «стояние в столбе или дереве»), из которого, после наступления «непатологического каталептического синдрома», практикующий переходит собственно к исполнению форм. Этот статус достигается, конечно, и в сидячем статическом положении – в позе «цзо-чань» (кит. «сидение в чань», яп. «дзадзэн»). А также, лёжа.
Но нужно помнить, что китайская, традиционная система обучения, которой следует наша школа тайцзи-цюань и других внутренних стилей, хороша тем, что, не смотря на очевидную сложность постижения, самодостаточна на любом этапе изучения. Это позволяет ученикам заниматься в совместных группах вне зависимости от уровня «продвинутости» отдельных учеников. И, начав практически с нуля, достигать ощутимых результатов.
«Стояние в столбе» (кит. «чжан-чжуан»), статическая форма, из которой начинаются и развиваются все динамические формы тайцзи-цюань, осваивается всего за несколько занятий. Оно вполне самодостаточно для энергозаборной практики и исцеления от многих недугов. Одиночная форма, своеобразное законченное танцевальное па в тайцзи-цюань, с виду несложная, но правильно исполняемая в анатомических деталях, самодостаточна. Элементарная связка из двух-трёх одиночных форм самодостаточна. Самая короткая классическая связка из 24-х форм (кит. «таолу»), т.н. «24-я форма тайцзи-цюань стиля Ян», отличающегося широтой, красотой и изяществом движений, абсолютно самодостаточна. Изучив ее движения в короткий срок, уже можно, исполняя ее 3-4 раза кряду с промежуточным «стоянием в столбе», создать индивидуальный часовой полноценный комплекс занятий, практикуя который ежедневно, можно значительно усилить жизненный тонус, кардинально поправить здоровье и омолодиться.
Затем, освоив состояние и форму канонических движений, можно придать им цигунное наполнение, т.е. одновременное ментальное перемещения «ци» по сложной системе энергетических каналов в сочетании с дыханием. То есть традиционное, последовательное обучение, лежащее в основе нашей школы тайцзицюань, как говорят китайцы, подобно росту бамбука, из каждой выросшей секции которого, уже можно сделать полноценную флейту. Правда, все это становится возможным только при наличии усердия, внимания и регулярных самостоятельных упражнений – в духе магистральной китайской концепции «гунфу» («кунфу»). На самом деле эти два громких иероглифа переводятся просто – «упорный, каждодневный труд». Не иначе. И тогда, в процессе регулярных занятий тайцзицюань, все волшебные, мистические секреты даосской внутренней алхимии падут к вашим ногам и поднимут вас до небес.
В. Лозовой

Close Panel

Вход