Ушу

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

В одном из моих предыдущих постов я рассматривал что же такое на самом деле ГУН ФУ, а теперь рассмотрим более подробно иной термин, а именно УШУ ( 武術).
УШУ - название традиционной национальной китайской системы совершенствования личности, её физической и боевой подготовки. Насчитывает свыше 300 различных стилей и направлений. Условно подразделяется на "внешняя семья" (вай цзя) и "внутренняя семья" (ней цзя). В котором якобы стили "внешней семьи" отдают предпочтение силой подготовке и развитию физических кондиций, а стили "внутренней семьи" - занимаются развитие движения энергии ЦИ по энергетическим меридианам (цзин ло), а также мягкости и податливости. Однако деление это очень и очень условно, ибо в т.н. "внешних" стилях (например "Шаолиньский кулак") существует много внутренних наработок, а в т.н. "внутренних" (например "Кулак формы и воли - синъи цюань") есть много методов внешней наработки. Потому деление это условно и возникло лишь в 20 в. Существует также деление УШУ по географическим признакам - северное и южное, есть даже пословица такая: "На севере ноги, а на юге руки". И действительно география Китая столь обширна, что в каждом регионе существуют свои те или иные методы и способы, родственные стили и течения, традиции подготовки, представления о тактике и стратегии поединка и многое другое, что характерно для того или иного региона. Однако и это очень условное деление, так как многие течения мигрировали по Китаю вместе с их носителями, часто совершалось т.н. "перекрестное опыление" стилей и форм, ассимиляция при попадании на новую почву, а также синтез и интегрирование, соединение систем. Хотя бесспорно конечно стили юга имеют свою лицо и свою специфику в отличии от стилей северного, центрального, северо-восточного и северо-западного Китая. Есть также деление УШУ по т.н. святым местам гор (шань), из которых выделяют шаолиньское направление (шаолинь пай), уданское направление (удан пай) и эмэйское направление (эмэй пай). И опять это деление весьма условно, так как существуют стили которые невозможно отнести не к одной из этих категорий. Современные специалисты склонны разделять те или иные стили и направления УШУ по характерным импульсным выбросам и способам усилий или по китайски - ЦЗИНЬ (цзир на пекинском диалекте), ведь действительно именно способ передачи усилия характеризует тот или иной метод, форму, системную подготовку, а не география или наличие групп техник. Тема это очень широка и объёмна и её невозможно даже кратко выразить в очерке, потому рассмотрим хотя бы само написание слова УШУ, что бы глубже понять и вникнуть в смысл данного культурного наследия Китая...
Итак УШУ состоит из двух иероглифов 武 - У (боевой, военный, т.е. относящийся к сфере военной подготовки) и 術 - ШУ (искусство, техника, система набора методов и методик подготовки), таким образом УШУ обычно переводят как "боевое искусство". Однако это лишь поверхностный взгляд на предмет. Так как если внимательнее посмотреть на левую часть иероглифа У - то там содержится иероглиф 止 - ЧЖИ, что значит "остановить" или "воспрепятствовать", а в древне-китайском языке обозначал "оставить след на песке". А в правой части первого иероглифа У ( 武 ) мы видим знак - ГЭ, что обозначает алебарду, а вернее клевец (древнее длинное древковое оружие в период воюющих 
царств). 
Таким образом более древнее название УШУ - "остановить опасное оружие", "воспрепятствовать применению опасности", что говорит о не агрессивном характере УШУ, которое прежде всего ставило своей целью не нападение, а оборону от применения силы. А ещё более древнее понимание термина УШУ - есть "оставить след на песке", т.е. войти в историю, через передачу знаний последующим поколениям в боевых методах (у гун) совершенствования. Таким образом понятие УШУ - гораздо более многограннее, чем просто "боевое искусство", что в общем-то характерно и для всей китайской культуры (чжунго вэньхуа), частью которой оно и является. Кроме названия УШУ, встречается также название ГО ШУ или "Национальное искусство" (например на Тайване и в период Гоминьдан), а также в историческом памятнике "Ши Цзин" встречается название ЦЮАНЬ ЮН или "Кулак храбреца", в период Чжаньго имелось название ЦЗИЦЗИ, а в период Чуньцю название - УШУ называлось УИ. В эпоху ХАНЬ - УШУ называлось ЦЗИ ЦЯО, а в династии ЦИН и МИН соответственно Цзи И и Цзи Юн.

Владимир Амид

Close Panel

Вход